ПРОВЕРКА РЕЧЕВОГО СЛУХА
Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки:
Звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с — ш], [з — ж], [ц — ч].
Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки [с, з, щ]: ([с — ц], [с — з], [з — ц]).
Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш — ж], [ш — щ], [ч — щ] и другие комбинации пар шипящих.
Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р — л], [л — й], [р — й].
Глухие и звонкие парные звуки. Ребенок может путать, например, звуки [к — г], [т — д], [ф — в] и др. Достаточно выборочно проверить 1-2 пары звуков, если обнаружите, что ребенок их путает, проверьте все парные глухие и звонкие согласные.
Твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л — л’], [м — м’], [с — с’] и др. Различение звуков нужно обследовать таким же образом, как в предыдущем случае.
Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с — р] намного легче, чем в паре [с — ш].
Сначала проверьте различение ребенком близких между собой звуков, если обнаружите, что он их путает, проверьте более далекие звуки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Предлагаемый тест рассчитан на различение между собой звуков [р — л].
1. Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л], например [л], [р], [з], [б], [м], [р] и т. д.
Задание 1. Когда ребенок слышит звук [р], он должен поднять руку.
Задание 2. Когда ребенок слышит звук [л], он должен поднять руку.
2.Вы произносите друг за другом различные слоги, среди которых встречаются слоги, начинающиеся со звуков [р] и [л], например [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы] и т. д. Произносить нужно внятно, с упором на первый звук и по возможности тянуть его.
Результаты и рекомендации
- Ребенок путает между собой близкие звуки. Значит, у него есть небольшое нарушение речевого слуха.
- Ребенок смешивает далекие между собой звуки. Тогда у него есть более серьезное нарушение речевого слуха.
- Ребенок справляется со всеми заданиями. Это значит, что у него нормальный речевой слух, не препятствующий формированию правильного произношения.