Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некоторые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результате они не могут совершать необходимых речевых движений. Это заболевание называется дизартрией.
При дизартрии ребенок говорит медленнее обычного. Речь может звучать неблагозвучно, неряшливо, про такую речь говорят — «каша во рту». Если вы обнаружили у ребенка сильную назализацию голоса и боковое, а также межзубное произношение звуков — можно предположить, что у него есть нарушение подвижности речевых мышц. Для этого дефекта также характерно смягчение всех согласных звуков, произносящихся с помощью языка.
Подвижность речевых мышц ребенка можно проверить выполняя следующие упражнения:
- Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.
- Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
- Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.
- Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком).
- Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
- Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.
- Каждое движение ребенок может совершать многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.
- Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ребенку совершить требуемое действие.
Результаты и рекомендации
- У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии (анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.
Признаки:
- Речевые органы не могут сохранять одно и то же положение в течение 5_6 секунд. Это особенно заметно по состоянию языка — он постоянно дергается, дрожит, его невозможно расслабить.
- Синеватый оттенок языка. Если ребенок пытается какое-то время удержать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.
- Повышенное слюноотделение. Если вы попросите ребенка некоторое время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгновенно скапливается слюна.
- Невозможность выполнить многие простые движения. Например, ребенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.
- Асимметрия в работе мышц. Если ребенок, например, пытается высунуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.
- Нарушение тонуса мышц. Мышцы либо напряжены, зачастую до невозможности совершить необходимое движение, либо излишне расслаблены — тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.
- Подергивания, дрожание в различных группах мышц.
- Очень сильная назализация голоса. Ребенок говорит сильно «в нос» (гнусаво).
В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить ни одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них. Если вы обнаружите у ребенка подобную картину, вам нужно будет срочно обратиться к логопеду, специализирующемуся именно на дизартриях и владеющему техникой специального логопедического массажа. Вам также нужно будет показать ребенка детскому психоневрологу. При этом заболевании самопроизвольного улучшения речи у ребенка возникнуть не может, а между тем отставание в речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.
- У ребенка может быть моторная алалия.
Признаки:
- Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение. Причем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за подбородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.
- Ребенок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения
- Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое (например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав пальцами на углы рта, движение ребенку удается.
- Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых органов, а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает нахождение позы.
Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).
Если вы обнаружите у ребенка подобные нарушения, вам нужно будет обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребенка также можно определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта может вызвать у ребенка задержку психического (в том числе и умственного) развития.
- Вы не обнаружили у ребенка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий. После нескольких попыток большинство упражнений ему удаются. Серьезных нарушений понимания речи вы у него также не обнаружили. Обследовать такого ребенка более подробно вы сами не сможете.
По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обратиться к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневрологу. У ребенка может быть какое-то заболевание, связанное с нарушением интеллекта, возможны и другие психические недостатки, сопровождающиеся недоразвитием речи.