Как только были выявлены у ребенка нарушения речи можно приступать к работе над их устранением. Для этого Вам необходимо обратиться к специалисту -логопеду, который даст вам все необходимые рекомендации и задания.
ВАЖНО! Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Ситуация I
Ребенок не выговаривает некоторых звуков. Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.
Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом.
Этап 2. Затем логопед ставит ребенку звуки.
Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изолированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его.
Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка.
Ситуация II
Ребенок не выговаривает некоторые звуки, и у него нарушен речевой слух.
Этап 1. Вы проводите работу над исправлением речевого слуха ребенка. Ее можно совмещать с работой над речевым выдохом, но обязательно нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые он путает.
Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.
Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграничением) поставленного звука, от его прежнего произношения. Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков.
Этап 5. аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.
Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма. Это можно делать одновременно с введением звуков в речь.
Ситуация III
У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.
Этап 1. Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых органов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого выдоха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация IV
У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.
Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправляется до начала работы над звуками, произношению которых он препятствует. Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация V
У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.
Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой. Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания.
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй ситуации.
Правила проведения занятий
Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно ежедневно (по заданиям логопеда) не менее 10-15-минут.
Необходимое оборудование:
Зеркало. Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые движения (артикуляции).
Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвлекает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того чтобы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролировать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.
Картинки. Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. Если ваш логопед не порекомендовал конкретного автора пособий, то в книжном магазине в отделе логопедической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий речевым материалом. Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого материала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.