Виды нарушения произношения звуков

При обследовании речи ребенка могут встречаться следующие виды нарушения произношения звуков:

  • Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ребенок вместо звука произносит неясный гласный или полугласный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнести звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.
  • Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит звук [л] или [й]. Это называется заменой.
  • Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произносимый звук [с].
  • Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой парой (например, вместо [л] говорить [л’]). Это называется смягчением. Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ребенка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все согласные звуки, которые возможно смягчить.
  • Ребенок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.

Произношение звуков г], в], [т’д’], зц], ж] и щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.

Выявить нарушения произношения звуков возможно через упражнения для проверки произношения соблюдая правила проверки произношения.

Comments are closed.