Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма

В настоящее время среди детей очень распространены нарушения письменной речичтения и письма (дислексия и дисграфия). Проявляются они в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) ребенок не может толком выучиться читать и писать.

При чтении ребенок допускает следующие ошибки:

— не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);

— переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);

— неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);

— при чтении пропускает буквы (не читает их);

— может добавлять лишние звуки;

— читает очень медленно;

— плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;

— не может запомнить прочитанное и пересказать его.

При письме ребенок допускает следующие ошибки:

— не может писать ровно, то есть удерживать строку;

— пишет буквы разного размера;

— может писать вместо одних букв другие;

— может добавлять буквы в словах;

— пропускает буквы в словах;

— переставляет их местами;

— может писать слева направо;

— может разрывать при письме слово на части;

— может слитно писать два слова подряд;

— у него очень плохой почерк (который он, в том числе, и сам не понимает).

Каковы же причины формирования этих нарушений?

  • У ребенка нарушен речевой слух — то есть он не различает на слух (в том числе и в своей слуховой памяти) одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
  • Ребенок путает произносительные образы звуков — то есть он путает те артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки. Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие. В этом случае он будет читать и писать так, как недавно произносил.
  • Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
  • Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внимании, нужное ему в данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово (или предложение). Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения (или слуха).
  • Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
  • У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может неправильно писать буквы — как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.

Для того, чтобы выяснить, предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий. Нужно проверить:

  1. Нарушен ли у ребенка речевой слух.
  2. Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
  3. Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.
  4. Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.
  5. Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.
  6. Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.
  7. Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.
  8. Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.
  9. Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.                                                                                                                                   РЕЗУЛЬТАТЫ проверки способностей и умственных навыков ребенка (по заданиям п.1-9):
    1. Ребенок удовлетворительно справляется с какой-то частью заданий, и, может быть, даже с большей частью заданий. Но, тем не менее, если какие-то виды заданий, ему не даются, это значит, что некоторые психические функции (может быть восприятие или память, или отдельные виды умственных действий) у него недостаточно развиты и в школьном обучении у него будут выявляться определенные нарушения чтения и письма. В обоих случаях нужно восстановить у ребенка нарушенные функции  и сформировать у него первоначальные навыки чтения и письма.
    2. Ребенок выполняет все (за крайне редким исключением) задания. Это значит, что у него нет предрасположенности к возникновению нарушений чтения и письма.

     

Comments are closed.