В настоящее время среди детей очень распространены нарушения письменной речи — чтения и письма (дислексия и дисграфия). Проявляются они в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) ребенок не может толком выучиться читать и писать.
При чтении ребенок допускает следующие ошибки:
— не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);
— переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
— неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
— при чтении пропускает буквы (не читает их);
— может добавлять лишние звуки;
— читает очень медленно;
— плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;
— не может запомнить прочитанное и пересказать его.
При письме ребенок допускает следующие ошибки:
— не может писать ровно, то есть удерживать строку;
— пишет буквы разного размера;
— может писать вместо одних букв другие;
— может добавлять буквы в словах;
— пропускает буквы в словах;
— переставляет их местами;
— может писать слева направо;
— может разрывать при письме слово на части;
— может слитно писать два слова подряд;
— у него очень плохой почерк (который он, в том числе, и сам не понимает).
Каковы же причины формирования этих нарушений?
- У ребенка нарушен речевой слух — то есть он не различает на слух (в том числе и в своей слуховой памяти) одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
- Ребенок путает произносительные образы звуков — то есть он путает те артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки. Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие. В этом случае он будет читать и писать так, как недавно произносил.
- Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
- Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внимании, нужное ему в данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово (или предложение). Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения (или слуха).
- Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.
- У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может неправильно писать буквы — как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.
Для того, чтобы выяснить, предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий. Нужно проверить:
- Нарушен ли у ребенка речевой слух.
- Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
- Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.
- Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.
- Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.
- Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.
- Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.
- Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.
- Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения. РЕЗУЛЬТАТЫ проверки способностей и умственных навыков ребенка (по заданиям п.1-9):
- Ребенок удовлетворительно справляется с какой-то частью заданий, и, может быть, даже с большей частью заданий. Но, тем не менее, если какие-то виды заданий, ему не даются, это значит, что некоторые психические функции (может быть восприятие или память, или отдельные виды умственных действий) у него недостаточно развиты и в школьном обучении у него будут выявляться определенные нарушения чтения и письма. В обоих случаях нужно восстановить у ребенка нарушенные функции и сформировать у него первоначальные навыки чтения и письма.
- Ребенок выполняет все (за крайне редким исключением) задания. Это значит, что у него нет предрасположенности к возникновению нарушений чтения и письма.