Проверка восприятия пространственных отношений

Восприятие пространственных отношений

Чтобы читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, поскольку они часто отличаются именно пространственными (с точки зрения осей: сверху — вниз и справа — налево) соотношениями своих деталей (например, буквы: рь, сэ, ау, еш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном направлении. Необходимо выяснить:

  • Какая рука у ребенка (правая или левая) ведущая.
  • Насколько хорошо он ориентируется в собственном теле.
  • Насколько хорошо он ориентируется в окружающем пространстве.

1. Выявление леворукости.

Ребенок-левша всегда хуже ориентируется в пространстве, чем обычный «праворукий» ребенок. Как правило, он путает левое и правое направления.

Леворукость у ребенка не всегда бросается в глаза, часто, когда она не очень выражена, родители без труда, даже не заметив, как они это сделали, переучивают его на правую руку. Однако проблемы с пространственными ориентировками у таких детей остаются.

Для выявления «скрытой» леворукости предложите ребенку следующие задания (он должен выполнять их по вашему показу):

1.  Ребенок должен переплести пальцы левой и правой руки (сжать их «в замок»). У леворукого ребенка наверху окажется большой палец левой руки.

2. Ребенок должен скрестить на груди руки (принять «позу Наполеона»). У левши кисть левой руки окажется лежащей на правой руке (а кисть правой руки — спрятанной под левую руку).

3. Ребенок должен аплодировать (покажите ему, как это делается). У левши левая ладонь будет сверху.

 2. Ориентировка в собственном теле.

1.  Попросите ребенка поднять левую (правую) руку.

2. Попросите ребенка показать вам правую (левую) ногу.

3. Попросите ребенка показать вам левый (правый) глаз (ухо и т.п.).

 3. Ориентировка в окружающем пространстве.

1.  Положите перед ребенком два предмета: один — ближе к его левой руке, другой — ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой — справа.

2.  Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева от себя (или справа от себя).

3. Положите перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать вам предмет, который находится слева или справа от центрального предмета (ручки).

4. Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой» (например, это могут быть книги). Выберите из середины стопки какую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать вам, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее.

Comments are closed.