Обследование звукопроизношения

Известно несколько видов нарушения произношения звуков:

  • Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ребенок вместо звука произносит неясный гласный или полугласный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнести звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.
  • Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит звук [л] или [й]. Это называется заменой.
  • Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произносимый звук [с].
  • Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой парой (например, вместо [л] говорить [л’]). Это называется смягчением. Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ребенка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все согласные звуки, которые возможно смягчить.
  • Ребенок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.

Произношение звуков г], в], [т’д’], зц], ж] и щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.

Упражнения для проверки звукопроизношения:

  1. Вслед за вами ребенок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно — [с]).
  2. Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова).

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; слово ножкак нош, слово ножка — как ношка и т. п.). Примерные слова для проверки произношения каждого из звуков приводятся в тексте.

Если ребенок неполноценно произносит изолированный звук — нужно этот звук сначала ему поставить, а затем закрепить его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а в словах произносит его дефектно — вам нужно только закрепить произношение этого звука (см. с. 151).

Правила проверки произношения:

  • Ребенок спокойно, без нажима должен повторять за вами слова и звуки (произносите их без излишнего напора). При форсированном произнесении звук может легко исказиться. Например, если звук [с] произнести на фоне слишком сильного выдоха, звук окажется неточным, потому что язык под напором воздушной струи прижмется к зубам и перекроет воздуху выход изо рта.
  • Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимый ребенком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети, используя неправильные расположения речевых органов, довольно хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков, так что нарушение их произношения для неискушенного слуха может остаться незамеченным.
    Такие звуки ребенку обязательно нужно ставить, потому что их ошибочное произнесение станет более заметным с возрастом, когда исчезнет общая «детскость» речи. Кроме того, неправильное произнесение одних звуков будет затруднять полноценное произнесение других. В фонетической системе языка способы произношения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому дефектное произношение какого-либо звука часто становится более различимым в словах при его взаимодействии с другими согласными звуками.
    Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребенок произносит звук в словах со стечениями (когда несколько звуков идут подряд) согласных звуков (например, для звука [ш]каштан, кашне, пунш, мундштук). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным дефектное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении (в нашем случае это — [шт], [шн], [нш], [дшт]) возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.
  • Изучите расположение органов речи ребенка и сравните его с нормальным вариантом (он приводится перед описанием обследования каждого из звуков). Положение языка во рту сквозь зубы иногда рассмотреть не удается, поэтому спрашивайте у ребенка, где он у него находится, или просите ребенка произнести звук, оставить язык на том же месте и приоткрыть рот. Язык может сместиться, но вы поймете, в каком примерно месте он находился.
  • Когда вы не можете расслышать, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, проверьте, нарушен ли у него при произнесении этого звука речевой выдох. Пусть произносит слоги с этим звуком с зажатыми ноздрями (см. с. 26). Если выдох нарушен, то и звук произносится неправильно.

Нарушения произношения конкретных звуков:

К, Г, Х И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Ф, В И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

ТЬ И ДЬ

Л И ЛЬ

С, З, Ц, СЬ, ЗЬ

Ш,Ж

Щ,Ч

Р,РЬ

 

Comments are closed.