Восприятие единиц речи
Необходимо выяснить выяснить:
- Хорошо ли ребенок на слух воспринимает предложения.
- Хорошо ли он на слух воспринимает слова.
- Может ли он отличить отдельный звук от звукосочетания.
1. Восприятие предложений
Объясните ребенку, что такое предложение. Скажите ему, что предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль (например: мы с тобой идем домой). Если несколько слов (даже тех же самых) никакой мысли не выражают, они не являются предложением (например: тобой дом иду с мы).
Способность отличать предложение от набора слов.
Вы произносите то предложения, то бессвязные наборы слов. Ребенок должен сказать вам, когда вы произносите предложение, а когда — набор слов.
Способность отличать предложение от слова.
Вы произносите то предложения, то отдельные слова. Ребенок должен сказать вам, когда вы произнесли предложение, а когда — слово.
Способность проводить границу между предложениями.
Вы произносите то одно предложение, то два предложения подряд. Предложения должны быть короткими (например: Я сижу на стуле. Ты идешь гулять). Когда будете произносить два предложения подряд, отделяйте одно от другого интонационно. Ребенок должен сказать, когда вы произнесли только одно предложение, а когда — два.
2. Восприятие слов.
Объясните ребенку, что слово — это определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.
Способность проводить границу между словами.
Вы произносите то одно слово, то два слова подряд (без особенной паузы между ними, как в обычной речи). Ребенок должен сказать, сколько слов вы произнесли.
Вы произносите предложения, состоящие из двух-трех слов без предлогов. Ребенок должен сказать вам, сколько слов было в предложении.
Способность отличать слово от простого набора звуков.
Вы произносите то слова, то произвольные сочетания звуков (например: кракамук). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли слово, а когда — набор звуков.
Способность различать в словах слоги.
Вы произносите то односложное слово, то двусложное слово по слогам. Ребенок должен сказать, из одной или из двух частей состоит слово (можно позволить ему повторять слова за вами — по слогам).
3. Восприятие звуков и звукосочетаний.
Вы произносите то один согласный звук, то два согласных звука (например: [шр], [фм], [ст]). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли один звук, а когда — два. Подбирайте такие звукосочетания, в которых первый согласный можно тянуть.