Проверка восприятия на слух и анализа единиц речи

Восприятие единиц речи

Необходимо выяснить выяснить:

  1. Хорошо ли ребенок на слух воспринимает предложения.
  2. Хорошо ли он на слух воспринимает слова.
  3. Может ли он отличить отдельный звук от звукосочетания.

1. Восприятие предложений

Объясните ребенку, что такое предложение. Скажите ему, что предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль (например: мы с тобой идем домой). Если несколько слов (даже тех же самых) никакой мысли не выражают, они не являются предложением (например: тобой дом иду с мы).

Способность отличать предложение от набора слов.

Вы произносите то предложения, то бессвязные наборы слов. Ребенок должен сказать вам, когда вы произносите предложение, а когда — набор слов.

Способность отличать предложение от слова.

Вы произносите то предложения, то отдельные слова. Ребенок должен сказать вам, когда вы произнесли предложение, а когда — слово.

Способность проводить границу между предложениями.

Вы произносите то одно предложение, то два предложения подряд. Предложения должны быть короткими (например: Я сижу на стуле. Ты идешь гулять). Когда будете произносить два предложения подряд, отделяйте одно от другого интонационно. Ребенок должен сказать, когда вы произнесли только одно предложение, а когда — два.

 2. Восприятие слов.

Объясните ребенку, что слово — это определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.

Способность проводить границу между словами.

Вы произносите то одно слово, то два слова подряд (без особенной паузы между ними, как в обычной речи). Ребенок должен сказать, сколько слов вы произнесли.

Вы произносите предложения, состоящие из двух-трех слов без предлогов. Ребенок должен сказать вам, сколько слов было в предложении.

Способность отличать слово от простого набора звуков.

Вы произносите то слова, то произвольные сочетания звуков (например: кракамук). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли слово, а когда — набор звуков.

Способность различать в словах слоги.

Вы произносите то односложное слово, то двусложное слово по слогам. Ребенок должен сказать, из одной или из двух частей состоит слово (можно позволить ему повторять слова за вами — по слогам).

 3. Восприятие звуков и звукосочетаний.

Вы произносите то один согласный звук, то два согласных звука (например: [шр], [фм], [ст]). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли один звук, а когда — два. Подбирайте такие звукосочетания, в которых первый согласный можно тянуть.

Comments are closed.